Летом 1940 г. постановлением НКО СССР № 1288-495сс приказывалось начать разработку тяжелых танков прорыва, используя для этого базу КВ-1. К 1 декаюря 1940 г. Кировский завод в Ленинграде должен был построить опытный образец танка со 100-мм лобовой броней и 85-мм пушкой Ф-30, совсем недавно разработанной КБ Грабина. Эта машина проходила по документам как "Объект 220" или Т-220, но сейчас она более известна как КВ-220.Относительно других вариантов КВ новой разработки, таких как Т-150 и КВ-3 (КВ-220-2), модель КВ-200 выгодно отличалась установкой более легкого, но в то же время мощного орудия, обеспечивавшего гарантированное поражение не только полевых укреплений, но вражеских танков любого типа, существовавших на тот момент.
Вместе с тем, установка абсолютно новой артиллерийской системы в стандартную башню КВ-1 была невозможна. Эксперименты с КВ-2 оказались бы намного более удачными, что подтверждал опыт с 95-мм орудием Ф-39, однако масса башни этого штурмового танка практически была близка к разумным пределам. Таким образом, для КВ-220 пришлось разработать башню шестиугольной формы, по габаритам занимавшее среднее место между КВ-1 и КВ-2. Орудие Ф-30 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ устанавливались в общей маске в лобовом башенном бронелисте. В кормовом бронелисте был сделан люк для демонтажа орудия и загрузки боекомплекта. На крыше башни устанавливалась командирская башенка с ещё одним пулеметом ДТ, люк для заражающего и два перископических прибора наблюдения. В бортах, ближе носовой части, имелись круглые отверстия для стрельбы из пистолета.
Компоновка корпуса, унаследованная от КВ-1, осталась прежней. Экипаж танка был увеличен до 6 человек: механик-водитель, стрелок-радист, командир, наводчик и два заряжающих.
Увеличение массогабаритных характеристик соответственно повлекло за собой изменения в конструкции ходовой части танка. Применительно на один борт она включала по 7 опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, четыре поддерживающих колеса, переднее направляющее колесо и заднее ведущее колесо зубового зацепления. Гусеница крупнозвенчатая, с литыми стальными траками шириной 600 мм.
Чтобы сдвинуть КВ-220 с места 500-сильного двигателя В-2К было уже недостаточно, поэтому на танк установили двигатель В-5 мощностью 700 л.с. Трансмиссия осталась без изменений.
Главный вопрос для КВ-200 состоял в артсистеме, предоставить которую обязался завод №92. Опытный образец орудия Ф-30 был выпущен в конце 1940 года и успешно испытан (хоть и с некоторыми проблемами, которые пришлось решать в процессе тестов) в феврале-марте 1941 г. В конце апреля 1941 года Ф-30, которую к тому времени переименовали в ЗИС-12, подали на АНИОП для проведения полигонных испытаний, однако до начала войны она испытана не была. Произошло это по нескольким причинам. Незадолго до войны испытания также проходили орудия калибра 95 мм и 107 мм, обладавшие лучшими характеристиками бронепробиваемости и воздействия фугасного снаряда. В свете угрозы "тяжелых" немецких танков с противоснарядным бронированием приоритет находился на их стороне, что повлекло за собой всяческие препоны в её продвижению к серийному производству. Чем это обернулось спустя всего несколько месяцев, надо полагать, напоминать не следует. Впрочем, опыт работы по Ф-30 пригодился КБ Грабина в 1943 году, когда на конкурс были представлены 85-мм орудия для установки на средний танк Т-34.
Итак, в феврале 1941 года опытный танк КВ-220 был представлен на заводские испытания. Сразу же выяснилось, что орудия Ф-30 неуравновешено и вести из него прицельную стрельбу невозможно. Как уже говорилось выше, Ф-30 была доведена только к апрелю 1941 года, когда более приоритетными стали другие артиллерийские программы. Но это было ещё не всё.
30 января 1941 г. опытный образец КВ-220 поступил на испытания, но уже на следующий день двигатель вышел из строя. Дальнейшие ходовые испытания продолжались с перерывами, пока 20 мая танк не стал на капитальный ремонт. Помимо текущих доработок на него установили форсированный двигатель В-2СН, который мог развивать максимальную мощность до 850 л.с. Последний этап испытаний проходил с 30 мая по 22 июня и был прерван в связи с начавшейся войной.
Характеристики, полученные при обкатке КВ-220, несколько разочаровали. Большая длина танка при прежней ширине отрицательно сказалась на подвижности, но скорость осталась на уровне серийных экземпляров КВ, а по мощности вооружения КВ-220 превосходил все советские танки.
0 коммент.:
Отправить комментарий