пятница, 28 февраля 2014 г.

Т-20 «Комсомо́лец» — советский гусеничный бронированный артиллерийский тягач межвоенного периода.

Т-20 «Комсомо́лец» — советский гусеничный бронированный артиллерийский тягач межвоенного периода.

История создания

Развитие артиллерийского вооружения в межвоенный период шло по пути непрерывного усиления огневого могущества орудий, повышения дальности их стрельбы, скорострельности и маневренности на поле боя. Конная тяга, до тех пор господствовавшая в артиллерии, уже не могла обеспечить необходимую подвижность новых артсистем, особенно корпусных и большой мощности, масса которых с учетом возимого боекомплекта и снаряжения существенно возросла. Особое положение в Красной Армии начала 1930-х годов стала занимать зарождающаяся как особый вид войск противотанковая и батальонная артиллерия, представленная тогда лёгкими 37-мм пушками образца 1930 года и 45-мм пушками образца 1932 года, а также полковой 76,2-мм пушкой образца 1927 года. Ей требовалась особо высокая маневренность при смене огневых позиций, не уступавшая подвижности противостоящих танков, стрельба прямой наводкой на дистанции 500—1000 м в условиях переднего края, быстротекущего боя и мощного ружейно-пулеметного огня противника. И здесь конная тяга, при всем уважении к ней тогда в Красной Армии, уже не годилась. Нужен был лёгкий, подвижный и малогабаритный гусеничный тягач «переднего края», созданный с полным учетом специфики его нового применения, массовое производство которого для быстрого и полного насыщения противотанковых дивизионов и артиллерийских полков было бы под силу промышленности. Такими возможностями тогда обладали автотракторные заводы и те машиностроительные предприятия, которые с их помощью строили танкетки и легкие разведывательные танки. Очевидно, что легкий артиллерийский тягач такого класса целесообразно было создавать на их базе с использованием хорошо освоенных агрегатов шасси и ходовой части, вполне подходивших для этой цели по своим техническим параметрам. Силовым агрегатом мог стать бензиновый 4-цилиндровый двигатель ГАЗ-А мощностью 40 л.с., вместе с автомобильными сцеплением и коробкой передач, широко применявшийся практически на всех производимых тогда малых танках.
Первый такой тягач, «Пионер», был спроектирован в 1935 году по образцу быстроходного трактора «Мармон-Херингтон» с автомобильным двигателем Форд V-8 в Научном автотракторном институте (НАТИ) под руководством А. С. Щеглова. Силовой агрегат и трансмиссия с дифференциалом были заимствованы от находившегося в производстве плававшего танка Т-37А. Использовались также его пружинобалансирные тележки (по одной на борт) и гусеницы. Заднее направляющее колесо имело упругую подвеску и одновременно выполняло роль опорного катка (несущий ленивец). Машина была предельно короткой и узкой. Масса ее составляла всего 1500 кг. Водитель сидел посредине, прямо над коробкой передач, и был прикрыт спереди защитным кожухом. За ним по бортам имелось по три сиденья спинками внутрь, где боком тесно размещались бойцы орудийного расчета так, что их ноги почти касались земли за границами гусениц.
На московском заводе № 37 имени Орджоникидзе в 1936 году была выпущена первая партия «Пионеров» (50 машин), участвовавших в параде 7 ноября на Красной площади. Производство их продолжалось по 1937 год. Были они и в войсках, но не прижились ввиду неустойчивости при езде и поворотах, низких тяговых свойств и малой вместимости, хотя и развивали скорость до 50 км/ч. Выявилась необходимость в броневой защите водителя, двигателя, радиатора и бензобака от огня стрелкового оружия, так как тягач должен был работать в непосредственной близости от противника — в зоне его вероятного обстрела. Такая бронированная модификация тягача вскоре была создана в НАТИ и построена в двух вариантах: «Пионер Б1» (расчет сидит ногами наружу) и «Пионер Б2» (ногами внутрь). Машина, в основе своей и без того не очень удачная, получилась еще хуже, что стало очевидным для конструкторов завода № 37, только что сдавших в серийное производство хорошо отработанный малый плавающий танк Т-38, не имевший основных недостатков Т-37A. Поэтому довольно быстро, в конце 1936 года, под руководством главного конструктора завода Н. А. Астрова был создан полноценный быстроходный бронированный гусеничный тягач «Комсомолец» Т-20 (заводской индекс 020) для обслуживания в первую очередь противотанковой и полковой артиллерии.



Служба и боевое применение
Тягачи «Комсомолец» сыграли огромную роль в процессе моторизации Красной армии. В состав каждой стрелковой дивизии должно было входить как минимум 60 тягачей этого типа. Иногда вместо них применяли танкетку Т-27. До начала войны советская промышленность не смогла полностью обеспечить потребности армии. Поэтому на практике «Комсомольцами» были укомплектованы только ударные части, а также подразделения мотопехоты в составе стрелковых частей. Тягачи Т-20 участвовали в боях с Японией у озера Хасан в 1938, у реки Халхин-Гол в 1939, в советско-финской и Великой Отечественной войне.
На фронтах войны «Комсомольцы», количество которых непрерывно убывало (на 1 сентября 1942 года в армии осталось 1662 машины), продолжали нести свою нелегкую службу. При отсутствии других тягачей они применялись и для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, работая с перегрузкой. Кроме того, летом 1941 года при обороне и нанесении контрударов по врагу тягачи «Комсомолец» иногда использовались, как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой. Использовали «Комсомольцев» и партизаны — они оказались идеальными машинами для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченными автомобильными запчастями.



0 коммент.:

Отправить комментарий